
Уважаемые коллеги!
В Украине вышел приказ Министерства здравоохране-
ния (№ 650 от 02.10.2015 «Про внесение изменений в По-
ложение про порядок проведения аттестации врачей»),
меняющий порядок аттестации. Так, для подтверждения
имеющейся категории врачу необходимо лишь подать в
аттестационную комиссию самоотчет о работе на должно-
сти за последние пять лет. При этом от врача не требуется
обязательного прохождения цикла предаттестационной
подготовки и, более того, не требуется личного присутствия
на аттестации. Определена система баллов, которые, как
предполагается, врач должен набрать в межаттестацион-
ный период путем участия в конференциях, производства
докладов на различных профессиональных мероприятиях,
написания статей в ведомственных печатных изданиях и т.д.
Новшества сами по себе не плохие и не хорошие. Тем
или другим их делает формат реализации на практике. А на
практике, с моей точки зрения, сегодня лишь малая часть
врачей «заряжена» на активность, на самостоятельное ов-
ладение информацией путем участия в различных конфе-
ренциях и семинарах. Большая часть врачей остается до-
статочно пассивной. Для них стимулом для совершенство-
вания был экзамен при прохождении предаттестационно-
го цикла и необходимость «защищать» имеющуюся катего-
рию перед членами комиссии на аттестации. Не работает
на практике и система набора баллов. При существующей
в украинской врачебной среде ментальности партнерства
и взаимовыручки всегда найдется администратор лечебно-
го заведения или профессор кафедры, который подпишет
бумагу о прочтении данным врачом энного количества
лекций перед коллективом врачей (позволяющей набрать
энное количество баллов). Я не говорю уже о возможностях
получения сертификатов об участии в конференциях (раз-
дача – «добыча»), которое носит крайне условный харак-
тер. Да и аттестационные комиссии не научились работать
с баллами.
На первых порах, думается, предложенное новшество
приведет к снижению уровня самоподготовки врачей.
И это будет продолжаться до момента, пока маятник не до-
стигнет крайней точки и врачебное сообщество не начнет
понимать необходимость перевода требований по самосо-
вершенствованию (набору баллов) из формальных в фак-
тические.
Один из путей решения проблемы – самоорганизация
профессионального сообщества. Каждый из ответственных
и здравомыслящих врачей (а организаторам здравоохра-
нения и сотрудникам кафедры это положено по должности)
должен непрерывно работать над созданием во врачебной
среде атмосферы заинтересованности в непрерывном по-
вышении профессионального уровня.
