
В Украине вышел приказ Министерства здравоохранения (№ 650 от 02.10.2015 «Про внесение изменений в Положение про порядок проведения аттестации врачей»), меняющий порядок аттестации. Так, для подтверждения имеющейся категории врачу необходимо лишь подать в аттестационную комиссию самоотчет о работе на должности за последние пять лет. При этом от врача не требуется обязательного прохождения цикла предаттестационной подготовки и, более того, не требуется личного присутствия на аттестации. Определена система баллов, которые, как предполагается, врач должен набрать в межаттестационный период путем участия в конференциях, производства докладов на различных профессиональных мероприятиях, написания статей в ведомственных печатных изданиях и т.д.
Новшества сами по себе не плохие и не хорошие. Тем или другим их делает формат реализации на практике. А на практике, с моей точки зрения, сегодня лишь малая часть врачей «заряжена» на активность, на самостоятельное овладение информацией путем участия в различных конференциях и семинарах. Большая часть врачей остается достаточно пассивной. Для них стимулом для совершенствования был экзамен при прохождении предаттестационного цикла и необходимость «защищать» имеющуюся категорию перед членами комиссии на аттестации. Не работает на практике и система набора баллов. При существующей в украинской врачебной среде ментальности партнерства и взаимовыручки всегда найдется администратор лечебного заведения или профессор кафедры, который подпишет бумагу о прочтении данным врачом энного количества лекций перед коллективом врачей (позволяющей набрать энное количество баллов). Я не говорю уже о возможностях получения сертификатов об участии в конференциях (раздача – «добыча»), которое носит крайне условный характер. Да и аттестационные комиссии не научились работать с баллами.
На первых порах, думается, предложенное новшество приведет к снижению уровня самоподготовки врачей. И это будет продолжаться до момента, пока маятник не достигнет крайней точки и врачебное сообщество не начнет понимать необходимость перевода требований по самосовершенствованию (набору баллов) из формальных в фактические.
Один из путей решения проблемы – самоорганизация профессионального сообщества. Каждый из ответственных и здравомыслящих врачей (а организаторам здравоохранения и сотрудникам кафедры это положено по должности) должен непрерывно работать над созданием во врачебной среде атмосферы заинтересованности в непрерывном повышении профессионального уровня.
