Диагностика аутизма: взаимодействие врачей и родителей в интересах детей
В статье рассматривается взаимодействие врачей различных специальностей и родителей
детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в контексте теории социального кон-
струкционизма. Основное внимание уделено анализу опыта родителей по взаимодействию
с врачами и медицинскими организациями в процессе диагностирования у ребенка РАС. Эм-
пирическую базу исследования составляют материалы 42 индивидуальных интервью с ро-
дителями, проживающими в городах Казань, Санкт-Петербург, Йошкар-Ола, и 3 фокус-групп;
анализ 350 историй болезни (за 2015–2018 гг.) стационарных пациентов с диагнозом «дет-
ский аутизм» в Республиканской клинической психиатрической больнице им. В.М. Бехтерева
Минздрава Татарстана. На основе анализа полученных данных показано, что участковые пе-
диатры не имеют настороженности по отношению к РАС даже в тех случаях, когда родители
активно выражают беспокойство в связи с особенностями поведения ребенка. Врачи-невро-
логи первоначально применяют медикаментозное лечение и только после прохождения все-
го курса направляют ребенка к врачу-психиатру. Средний возраст ребенка на момент уста-
новления заключительного клинического диагноза F84.0 составил 4,5±2 года. Время, когда
можно применить весь арсенал методов раннего вмешательства, оказывается упущенным.
Такая ситуация может привести к ухудшению социального функционирования пациентов с
РАС и к институциональным конфликтам между медицинскими работниками и родителями
пациентов. Полученные результаты необходимо учитывать при организации диагностики и
лечебно-коррекционной помощи пациентам.
