Психологические закономерности развития эмоционального интеллекта в юношеском возрасте как условия психического здоровья личности
Актуальность этого исследования обусловлена необходимостью решения вопроса разви-
тия эмоционального интеллекта молодого поколения и потребностями психолого-медицин-
ской практики в противодействии негативным последствиям, связанным с невротическими
расстройствами, поскольку последние являются важным фактором риска для психического
здоровья личности. В нашем исследовании было обнаружено, что у молодых людей с депрес-
сиями и тревожно-фобическими расстройствами уровень эмоционального интеллекта ниже,
чем у психически здоровых представителей категории юношеского возраста, что проявилось
в слабо развитой способности первых сознательно регулировать эмоции. При этом характер
взаимосвязей между психофизиологическими факторами и способностями психически здо-
ровой личности юношеского возраста к идентификации, использованию, пониманию, созна-
тельной регуляции эмоций выражается в том, что средний и высокий уровни аффективно-
когнитивного, поведенчески-деятельностного и мотивационно-рефлексивного компонентов
эмоционального интеллекта показали те испытуемые, которые имели выраженный уровень
силы и подвижности нервной системы, а также способность к саморегуляции аффективно-
когнитивных функций и состояний.